Троечник VS отличник, кто успешнее во взрослой жизни?

Новый учебный год начался. Наступила пора уроков, «домашек» и получения оценок. Оценки – это цифры, за которыми стоят часы интеллектуального труда, преодоления себя. Это - очень важные цифры. Ведь они влияют на наш будущий карьерный успех... Или не влияют?...Есть ли взаимосвязь между учебной успеваемостью и достижением успеха в жизни? Давайте разбираться. Поможет нам в этом Саида Курбанова, эксперт в области профориентации и карьерного консультирования.
Саида Курбанова
Саида Курбанова
эксперт в области профориентации и карьерного консультирования.

Саида, одно из распространённых обоснований теории о чрезвычайной жизненной успешности отстающих в учёбе заключается в том, что троечникам часто приходится «ухитряться», быть изобретательными в учебной жизни. Для того, чтобы незаметно списать у одноклассника-отличника, или удачно соврать преподавателю, сочинить на ходу что-то, чтобы не получить очередную плохую отметку. И эти «скиллы», якобы, помогают им потом во взрослой жизни преуспевать и процветать. Что Вы думаете о такой точке зрения?

Саида: Тут предлагаю вспомнить свой класс. Все ли троечники одинаково хорошо умели выкручиваться из щекотливых ситуаций, все ли их «трюки» срабатывали?

Все ли троечники были такими яркими «остапами бендерами», которые блестяще достигали своих целей, проявляя чудеса креативности и находчивости?

Нет, таких, скорее, было меньшинство.

В каждом школьном коллективе есть такие ребята, которые просто не тянут, не понимают или не хотят учиться, не прикладывают никаких усилий, чтобы изменить ситуацию. Они живут со своим статусом троечника и не проявляют особой креативности или гибкости, выхода за рамки стереотипов.

Опираясь на собственный опыт, могу сказать - у всех моих одноклассников по-разному сложились жизни. И в числе тех, кто смог обеспечить себе качественный уровень, есть, как и троечники, так и хорошисты с отличниками.

Но ведь бывают такие троечники/двоечники, которые заметно выделяются своей находчивостью среди соклассников и закрывают удачно какие-то свои вопросы по учёбе?

Саида: Находчивость и смекалка этих ребят может быть причиной их успехов/результатов, а не следствием плохой учёбы и постоянной необходимости «идти в обход». То есть умение творчески находить выходы из сложных ситуаций может быть врожденным качеством, свойственным конкретной личности, а не приобретенным в силу обстоятельств.

Философы и психологи давно спорят о том, что же влияет на формирование личности.

Французский мыслитель Д. Дидро был убежден, что это определяется сочетанием влияния биологических и социальных факторов: наследственности и среды + воспитания.

Так, находчивость и гибкость одних троечников может быть обусловлена обстоятельствами их существования в учебной среде, а других – чертой характера, свойственной им вне зависимости от внешних факторов.

Удавалось ли Вам обсуждать этот вопрос с кем-то из состоявшихся, успешных (по общепринятым социальным меркам) людей? Какие были мнения?

Саида: В начале своей карьеры журналистом я работала над материалом как раз на эту тему. Замысел редактора издания был в том, чтобы доказать «теорию успешных троечников». Руководитель дала мне контакты известных в обществе людей. Надо было обзвонить их и спросить, как они учились в школе, и как относятся к концепции «миром правят троечники», т.е. собрать факты, свидетельства очевидцев в пользу данного утверждения.

Первый респондент – Артур Платонов, известный в Казахстане тележурналист, а потом и депутат, ответил мне примерно так: «Я хорошо учился в школе, и я не вижу подтверждения этой идее среди своего окружения: у многих знакомых мне людей, ставших успешными в жизни, с академической успеваемостью было всё в порядке».

Я не дописала ту статью. Забыла, почему. Это было 10 лет назад.

Но помню, что сам контекст этого задания вызывал у меня чувство протеста: «Это ведь полное обесценивание достижений человека в учебе. Выходит, быть отличником – невыгодное и непопулярное решение. Ведь в жизни после школы ты с большей вероятностью окажешься «лузером». А те, кто сегодня рядом с тобой не напрягается или просто не может понять элементарного, делает, в общем-то, очень правильно (раз у троечников шансы на успех гораздо выше)…».

Я не хвалю и не осуждаю троечников. Как и отличников. Я была и в той, и в другой роли. До 6 класса я была круглой отличницей, пока не появилась тройка в четверти по физике в новой школе. Мотивация сильно упала и стараться больше не хотелось. Зато университет я окончила с красным дипломом. Потому что так хотела.

Кстати, о мотивации. Именно она является одним из ключевых факторов достижения успеха.

Как это «работает», поясните, пожалуйста.

Саида: В своей книге «Мотивация человека» Дэвид Макклелланд, американский психолог, автор теории потребностей, даёт определение типу людей «с ярко выраженными потребностями в достижениях». Именно они, по мнению Макклелланда, становятся успешными предпринимателями. Именно мотиву достижений профессор приписывает ключевую заслугу экономического подъема в любой цивилизации в любое историческое время. Мотив достижения имеет самое непосредственное отношение к богатству и бедности, стандартам жизни человека.

Ученый предполагает вероятный источник мотива достижений (почему у разных людей он присутствует в разной степени?): «Высокая потребность в достижениях могла быть воспитана в детстве родителями, которые устанавливают для своих детей достаточно высокую планку… Мотивационная заинтересованность может быть сформирована в очень раннем возрасте, прежде, чем у детей формируется самосознание или способность оценивать собственное поведение».

То есть, тяга к достижениям заложена в человеке с раннего возраста и находится вне влияния школьных оценок.

Еще одно интересное исследование в области изучения мотивации достижений проводилось профессорами Д. Рейнором и Э. Энтином на студентах.

Эти психологи-бихевиористы доказали, что студенты с ярко выраженной потребностью в достижениях получали значительно более высокие средние оценки за обучение, если считали его важным.

Такие студенты придавали значение процессу обучения как определённому этапу достижения жизненного успеха, а потому старались получать более высокие баллы.

А вот испытуемые, у которых была низкая потребность в достижениях, прикладывали меньше усилий в реализации определенных задач по мере возникновения или усиления сложности, и, соответственно, были готовы на снижение баллов или на отказ от цели.

Из всего вышесказанного вывод следующий: вероятность достижения успеха и стремление к нему зависит от внутренней планки, от собственной потребности достигать «жизненных вершин».

И, внимание: в исследовании Рейнора и Энтина высокая потребность в достижениях в большей степени была присуща студентам с высокой академической успеваемостью.

«Для успешных в учебной деятельности старшеклассников характерна установка на результативность и успех, осознание ценности любого дела». Это - ещё одно умозаключение советского психолога-педагога Д. Б. Эльконина «в ту же копилку».

Выходит, достигать поставленных целей более всего типично для отличников?

Саида: Я бы интерпретировала эти данные иначе. И за одну из главных движущих сил эволюции успешного человека взяла бы внутреннюю мотивацию, выдающееся стремление к достижению целей.

Вообще миф о невероятной жизненной успешности троечников можно проверить не только серьезными научными изысканиями, но и простыми расчётами.

Я поменяла 7 школ за 11 лет получения среднего образования, поэтому позволю себе провести статистический анализ.

В среднем, на класс из 30 человек приходилось максимум 5 отличников.

Основной костяк составляли хорошисты (и почему мы так мало говорим о них?), ну и троечников+двоечников было человек 10. То есть в два раза больше, чем отличников.

А теперь (продолжая игнорировать превалирующее число хорошистов), давайте подумаем, справедливо ли считать количество успешных людей из числа тех и других (отличники vs троечники), и затем сравнивать количественно эти неравнозначные выборки?

Несправедливо! Троечников у нас получается вдвое больше в принципе.

Если логика «троечники эффективнее и успешнее отличников в жизни» - верная, значит, среди сильных и успешных мира сего троечников должно быть, как минимум, в два раза больше, чем отличников…

Так ли это?

Саида: Давайте спросим у FORBES! Заглянем в список 2020. Весь перечень рассматривать не будем, возьмем ТОП-5 имён.

1 место. Джефф Безос. Окончил школу в числе лучших, а престижнейший Принстонский университет (в который легко поступил) - с «красным» дипломом и знаком отличия от академического общества Phi Beta Kappa.

2 место. Билл Гейтс. Пишут, что у него были плохие отметки в школе, широко известен и факт его незавершенной учебы в Гарварде. Но много ли ребят среди ваших знакомых троечников зачитывались энциклопедиями и создавали свои программные продукты в 13 лет?

3 место. Бернар Арно. Об учебе Бернара в школе известно немного, источники ограничиваются стандартными фразами о блестящих способностях и целеустремленности. Сведений о том, что он был троечником или двоечником – нет.

4 место. Баффетт Уоррен. Инвестировал и пробовал себя в бизнесе во время учебы в школе. Не был отличником, но определенно видел ценность в получении образования: в 19 лет окончил Университет Небраски-Линкольн, став бакалавром по деловому администрированию, а затем получил степень магистра наук по экономике Колумбийского университета.

5 место. Ларри Эллисон. Про него пишут так: неглупый парень тянулся к знаниям, но только тем, которые выбирал сам. Его интересовали космические корабли, черные дыры, устройство человеческих генов. Ларри обладал хорошими математическими способностями. Типично для троечников, как считаете?

Согласитесь, уже становится понятно: к успеху в жизни, к достижению грандиозных высот приводят не оценки в школе, а что-то другое.

Наверное, это личные качества… Такие, как лидерство, решительность, настойчивость, готовность идти на риск и брать на себя ответственность?

Саида: Абсолютно согласна.

Могут ли этими качествами обладать отличники? Да.

А троечники? Тоже – да.

Это - личные качества, софт скиллз. От того, в какой степени индивид обладает ими, и зависит его успешность в жизни.

Ранее Вы упомянули хорошистов… В контексте мифа об успешных троечниках всегда делается фокус на две крайности: тех, кто учится лучше всех, и наоборот. Хотя «средних» по успеваемости ребят по факту всегда больше. А что говорят исследования и статистика о развитии их жизненного пути? Есть какие-то закономерности?

Саида: Вы верно заметили. Обсуждая троечников и отличников, мы не учитываем, по сути, превалирующую группу учащихся. Есть данные и по ним.

С 14 по 20 декабря 2006 г. компания Romir Monitoring по просьбе «Ведомостей» проводила исследование с целью сопоставить школьную успеваемость и карьерные достижения россиян.

Опрос проходил в семи федеральных округах, 45 субъектах Российской Федерации, опрошено было около 1500 человек старше 18 лет.

Выяснилось, что среди топ-менеджеров большинство составляют хорошисты (56%), одинаковое количество бывших отличников и троечников (22%) и ни одного двоечника.

Понятно. Статистически хорошистов больше. Среди топ-менеджеров хорошистов тоже наибольшее количество. Вот и вся закономерность… Что еще может влиять на успех, как Вы считаете?

Саида: Внешние обстоятельства.

Приведу в подтверждение результаты опроса, проведенного в рамках исследования «Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования» 2018 года. Согласно данным, успешными себя считали, в основном, молодые люди с высшим образованием в возрасте 25-34 лет.

Стоит отметить, что становление этой возрастной группы происходило в новых условиях – после развала СССР, в новой, капиталистической среде.

Более старшие респонденты гораздо чаще оценивали себя как неуспешные, - это люди, которые окончили школу и ВУЗ в Советском Союзе и в сознательном возрасте пережили слом общественного строя.

Причины таких результатов необходимо изучать отдельно. Но главный вывод напрашивается уже сейчас: на достижение успеха влияют не только личные качества, но и внешние факторы.

А высшее образование? Его наличие влияет на успешность? В последнее время появился тренд на обесценивание ВО и среди современной молодежи стало популярным убеждение, что для достижения успеха оно не обязательно…

Саида: Да, такой тренд есть. Совсем недавно еще раз услышала о нем на выступлении Ксении Мардановой – начальника Управления развития карьеры одного из самых престижных университетов России - ВШЭ…

Но если обратить внимание на бэкграунд представителей современной мировой элиты, то можно заметить, что «высшее» и отличная учёба в ВУЗе были частью биографии большинства из них.

Тут стоить добавить, что само по себе наличие образование у человека обеспечивает ему ощущение собственной успешности. Образованные в большей степени считают себя успешными, нежели те, кто не имели возможности или не захотели получить «академическую корочку».

Подтверждает это один из результатов упомянутого выше исследования «Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты исследования».

Среди респондентов, причисливших себя к успешным, преимущественно оказались люди с высшим образованием и специалисты высокой квалификации. В группе «успешных» было в 1,4 раза больше обладателей диплома университета, чем среди «неуспешных».

То есть образование влияет и на самооценку себя, как успешной личности.

Еще есть такое мнение, что троечники – это такие «DO-еры». Они меньше раздумывают, больше делают. В противопоставление отличникам. И именно благодаря активно предпринимаемым действиям в жизни, троечники быстрее достигают успеха. Как Вам такая гипотеза?

Саида: Да, встречала такое убеждение. Не согласна с ним. Отличники – целеустремленные и умеют действовать.

Обращусь к исследованию Баньковской Н.И., которое показало, что успешные школьники характеризуются наличием целей на будущее. При этом у них не возникает трудностей, они не видят барьеров в переходе от замысла к действиям. Нет проблемы «застревания» на стадии планирования и обдумывания, которую приписывают отличникам.

Это опровергает объяснение «жизнеуспешности троечников» тем, что они более решительны в момент осуществления конкретных практических шагов в сравнении с отличниками учебы.

Приверженцев мифа о том, что «миром правят троечники» можно встретить часто. Простой пример: если загуглить фразу «троечники против отличников» (*при этом, заметьте: фраза нейтральная, и сама по себе ещё не выражает конкретной позиции), в результатах будут только статьи в духе «Почему отличники работают на троечников». Это - выражение только одного взгляда на заданную тему. В чем секрет популярности этой идеи?

Саида: Возможно, в том, что, примыкая или присваивая себе какую-то мысль или позицию, которая противоречит традиционному, логическому подходу или понятию, человек ощущает себя новатором, таким прогрессивным мыслителем, бунтарем с открытым мышлением.

То есть людям может быть просто приятно и хорошо от утверждения чего-то такого, что кажется им неожиданным, революционным.

Или потому, что в идее «быть троечником лучше, чем отличником» кроется соблазнительное оправдание неумению, нежеланию или неспособности учиться хорошо.

Ну и последний вариант – это вера в убеждение из-за примера из жизни. Если есть среди знакомых кто-то, кто состоялся финансово и социально в жизни, хотя был одним из худших учеников в классе или в целом не особо старался учиться.

Но, как видите, успешность не выбирает людей за школьные оценки. Из отличников, как и из троечников, вырастают люди самые разные.